"Мой взгляд на воспитание"

Каждый человек - индивидуальность. Каждый человек - личность. Воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека - цель современного воспитания. Что значит, достойная жизнь? Это жизнь, построенная на трех основаниях: добро, истина и красота.
Прежде всего, я хочу охарактеризовать сущность понятия «воспитание».
Любопытна его этимология: в давние времена воспитательницами называли кормилиц; воспитывать означало «питать, вскармливать». В процессе многовекового развития общества и культуры этот термин приобрел иной смысл: корень «питание» означает необходимость введения в растущую и развивающуюся личность животворных соков, благодаря которым биологическое существо - человеческое дитя - становится человеком. Приставка «во-» интерпретируется как «вбирание», усвоение личностью питательных веществ, необходимых ей, чтобы состояться, самоутвердиться, стать социально активной и полезной обществу, другим людям. И обязательно - быть в ладу с самим собою, со своей совестью, а совесть - это нравственное чувство. У каждого человека оно достигло определенного уровня развития от самого мизерного, почти незаметного, до огромного, подобного солнцу с яркими лучами, идущими от сердцевины, - светлой, чистой совести. Это такие внутренние человеческие проявления и пере¬живания, как чувство стыда, справедливости, чести и достоинства; чувство долга и ответственности; чувство уважения, дружбы и любви. И, конечно же, это широкая палитра гуманных чувств - сострадания, сорадо¬вания, чувство отзывчивости, такта, порядочности, деликатности.
Но если это чувства, то они внутри человека, и реальная трудность педагога-воспитателя заключается в том, что их не всегда он может разглядеть, потому что выполнение ученического (или сыновнего) долга может быть результатом жесткого нажима; доброта - напоказ, дружба из корыстных побуждений, любовь - безответственный порыв. Совесть, только совесть делает человека Человеком, а она - внутри. И она - безмерна и компромиссна. Уже давно поняли, что воспитательные меры сами по себе не есть воспитание. Однако ничего не изменили в своем воззрении и на практике. Дети постоянно отвергают воспитание в качестве нравоучений. Чиновники очень любят картинку воспитания, состоящую из стихов, красивых лозунгов и клятвенных заверений.
Воспитание - это введение ребенка в контекст современной ему культуры благодаря организуемой активной деятельности. Процесс воспитания и есть повседневная жизнь ребенка на уровне материальных и духовных достижений общечеловеческой культуры. Критерий воспитанности школьника - мера овладения достижениями культуры, наукой и техникой, моралью и нравственностью, искусством и худ. языком ... Маленькая мера подразумевает низкий уровень воспитанности, большая мера - высокий уровень воспитанности.
Главное - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Я считаю, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития, уделяя особое внимание:
а) личностному подходу в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;
б) гуманистическому подходу к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт
в) средовому подходу, т. е использованию возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
г) дифференцированному подходу к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
д) природосообразности воспитания, которое предполагает обязательный учет половозрастных особенностей уча¬щихся и реализацию таких положений, как:
- определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств;
- опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;
- преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития;
- изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося;
- построение психолого-педагогической диагностики;
- обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;
е) культуросообразности воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру.

Основу содержания воспитания составляют такие общечеловеческие ценности, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Они имеют огромное значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:
«Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Однако, уже сегодня практическими задачами педагога стали выявления и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Мир человека – это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.
Семья – начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций.
Труд – основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Задача педагога – одухотворить детский труд сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию; вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента.
Знания – результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся – мера труда учителя. Дети не самоцель, а средство к достижению цели – развитию личности ученика. Воспитывают те знания, которые помогают мыслить, понимать, анализировать, обобщать, делать выводы; быстро и точно воспроизводить материал, используя разнообразие знаний, приобретаемых добровольно, из интереса, любознательности или выгоды.
Культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. Нужно приобщать детей к миру прекрасного, способствовать культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятие пошлости, культуры поведения и потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии.
Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой доставшаяся от его предков. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа.
Земля – общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века. Педагоги должны помочь школьнику представить целостность, неделимость мира, взаимосвязь всех мировых процессов, помочь осознать себя частью этого громадного целого, научить дорожить им как величайшей ценностью. Неоценимо также экологическое воспитание, формирование интереса к общечеловеческим проблемам. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети.
Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания – преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, создание в каждой школе атмосферы гражданского мира, национального согласия и толерантности.
Общая способность содействовать развитию личности ребенка может быть представлена как целое, складывающееся из отдельных способностей, таких как:
• диагностировать развитие личности (ребенка или целых коллективов);
• выдвигать и обосновывать цель воспитательного процесса;
• формировать ценности деятельности, общения, самообразования;
• формировать личностные умения – рефлексивные, оценочные; личностные качества – самостоятельность, ответственность, опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе;
• организовывать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых в максимально благоприятной для самореализации атмосфере, как для детей, так и для взрослых и педагогов;
• интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса, сделать их наиболее эффективными;
• создавать в школе и за ее пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную;
• осуществлять научно обоснованный анализ сложившейся социально¬педагогической ситуации; • организовать работу по нравственному воспитанию с семьей, уделяя серьезное внимание формированию нравственных законов существования семьи;

▬ каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
▬ Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
▬ Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
▬ Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.
▬ Закон понимания ребенком слов «можно», «надо» и «нельзя».
▬ Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
▬ Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.
▬ Закон культивирования в семье положительных привычек.
▬ Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.
▬ Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.